|
|
Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Уважаемый Игорь Михайлович, подскажите, пожалуйста, входят ли 10 возможных по стандарту ЗЕТ на факультативы в общее количество ЗЕТ за 4 года (240 ЗЕТ), а если нет, то за счёт какого блока их можно взять? Или может лучше их тогда их вообще не планировать? И второй вопрос: по направлению бакалавриата "Психология" на 13 базовых, обязательных дисциплин блока Б.1 отведено 22 ЗЕТ. Каким образом их распределить, если дисциплина не может быть меньше 2-ух ЗЕТ, и к тому же на дисциплину "Иностранный язык" желательно отвести хотя бы 4-5 ЗЕТ, чтобы освоить те компетенции, которые определены тем же стандартом? Напрашивается опять сакраментальный вопрос: где будем нарушать?) Заранее спасибо. |
|
|
|
 |  |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Факультативные дисциплины изучаются по желанию студента. Следовательно, 240 ЗЕТ должны набираться без факультативных дисциплин, а фукультативы должны планироваться сверх этих 240 ЗЕТ. Перечень обязательных дисциплин состоит, как правило, из 4: Философия, История, Иностранный язык и БЖД. Остальные дисциплины входят в перечень для разработки учебников, примерных программ и т.п., но нигде не указано, что именно эти дисциплины и в этом количестве должны присутствоать в учебном плане. |
|
|
|
 |  |
|
|
Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Разрабатываем учебные планы бакалавров по ФГОС-3. Возник вопрос: если в вузе планируется реализовывать ООП по нескольким профилям одного бакалаврского направления, то учебный план будет единый (различия в дисциплинах по выбору студента, отражающих особенности профилей) или для каждого профиля необходимо создать отдельный учебный план? |
|
|
|
 |  |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Здравствуйте, Раиса Александровна! Практика показывает, что второе - для каждого профиля свой РУП. Первый вариант походит на завуалированную попытку не дать студентам реального выбора. |
|
|
|
 |  |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Если факультативные дисциплины не входят в 240 з.е., то возникает противоречие пункту стандарта 7.6 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Таким образом если факультативные дисциплины не входят в 240 з.е., то студенты должны быть загружены более чем на 54 академических часа в неделю? |
|
|
|
 |  |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Нет. Факультативы, действительно не входять в ООП, но они учитываются при расчете часов в неделю. И здесь нет противоречий. Может получиться так, что в каком-то семестре 26 ЗЕТ по ООП (это соответствует, например, 50 часам в неделю). Если мы добавляем в этот семестр факультатив в 2 ЗЕТ, то ЗЕТ по ООП не изменяется, а нагрузка в неделю пересчитывается и становится равно, например, 54 часа. Требования ФГОСа не нарушены. |
|
|
|
 |  |
|
| TVO |
53 публикаций |
 |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
А можно в учебном плане предусмотреть не 10 ЗЕТ на факультативы, а. например, 6 ЗЕТ. Там же уклончивая формулировка - ДО 10 ЗЕТ. Хочется количество учебных недель подсократить... |
|
|
|
 |  |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Конечно можно. Можно вообще факультативы не ставить, если маловато недель обучения и практик. |
|
|
|
 |  |
|
| TVO |
53 публикаций |
 |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Недель обучения+практик у всех одинаковое количество. Различается политика относительно размещения практик. Если они в учебном году - теор. обучение въезжает в июль. Если практики поместить в июле - как и где их проводить. |
|
|
|
 |  |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
1) Разве недель обучения + практик у всех одинаковое число? В некоторых учебных планах видел разное количество недель отведенных на "обучение + практики" и, естественно, разное количество недель каникул (7-10 в год). 2) Мне кажется, важно следить за тем, чтобы был полноценный отпуск преподавателя. Раньше это даже прописывалось в каких-то нормативных документах (если я не ошибаюсь). Как сейчас с этим обстоят дела я не знаю (подскажите кто в курсе). Хотя это очень важно, так как речь идет об обучении в июле или в августе.
|
|
|
|
 |  |
|
| TVO |
53 публикаций |
 |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Я неточно выразилась - одинаково у всех теор. обучение+практики+ИГА. Но ИГА на четвертом курсе, на расклад 1-3 курсов это не влияет.
Во всех учебных планах на 240 ЗЕТ (куда входят в разных комбинациях теор. обучение, практики и ИГА) нужно 160 недель. 240:1,5=160 недель. Во всех учебных планах на физкультуру нужно дополнительно 6,07 недели (400-72):54=6,07 недели. Во всех учебных планах на факультативы по максимуму нужно 10:1,5=6.6 недели. Итого 160+6,07+6,6=173 недели. Остальное на каникулы. Учебного процесса можно делать больше 173 недель, но тогда с одной стороны, будет проседать среднедельная нагрузка - всё ниже 54 часов, с другой стороны - уменьшаться время на каникулы.
По поводу полноценного отдыха преподавателей - нам рекомендуют отправляться в отпуск на короткие промежутки в течение учебного года. С заползанием учебного процесса в июль мы уже столкнулись, обучая бакалавров по стандартам второго поколения. |
|
|
|
 |  |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Если не секрет, в каком ВУЗе такой любопытный график учебного процесса ? |
|
|
|
 |  |
|
| TVO |
53 публикаций |
 |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Приведеные выше расчеты касаются любого учебного плана третьего поколения. 19 недель на три лета в лучшем случае. В примере автоматизированного построения учебного плана заложен изрядный запас, как я посчитала, 176 часов (засчет того, что недельная нагрузка ниже 54 часов). Это еще три недели минус из каникул.
|
|
|
|
 |  |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Не так объяснился. Про недели понятно. Я имел в виду в каком ВУЗе принято делать ОТПУСК преподавателям в течении учебного года, например, в марте? Как тогда будет строиться учебный процесс, если некоторые уйдут в отпуск в марте, а другие - в апреле? |
|
|
|
 |  |
|
| TVO |
53 публикаций |
 |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Речь идет об отпуске на 8-12 дней. Может, окно образовалось в расписании. На один раз кто-то заменить может. А потом в июле сессия. Трудовому законодательству это не противоречит. |
|
|
|
 |  |
|
|
Re: Построение плана бакалавров по ФГОС-3 |
|
|
Сложно у Вас. У нас в университете (ЮРГУЭС, Шахты) все гораздо проще, так как большинство специальностей технические и появляется возможность проходить практики на предприятиях. А вот, например, ВУЗы с классическим образованием, как мне кажется, столкнутся с проблемой "нехватки практик". Вспоминаю время когда сам учился : была только в последнем семестре обучения "преддипломная практика" и какая-то небольшая производственная. Поэтому в новых у.п. для таких ВУЗах будет проблематично расставить часы по физкультуре, не превысив "54 часа в неделю". Единственным выходом в этой ситуации видится изменение графика учебного процесса (чем больше недель ТО, тем лучше) или попытка изучения во всех 4-х курсах обучения! Уважаемая, TVO, а в каком ВУЗе Вы работаете? (просто интересно). |
|
|
|